Разделы сайта
Опросы
Как часто Вы пользуетесь нашим сайтом?

Нейропсихологическая коррекционно – развивающая программа "Движение тела – движение мысли"

Движение тела – движение мысли

Нейропсихологическая коррекционно – развивающая программа

Предисловие

Коррекционно – развивающая программа разработана для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих особенности в развитии (ЗПР).

Разработка программы базируется на результатах научных исследований В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, Е.М. Мастюковой, И.Ф. Марковской, М.С. Певзнер, У.В. Ульенковой.

Общими диагностическими признаками для всех вариантов ЗПР являются повышенная истощаемость и нарушение произвольной регуляции:

· импульсивность;

· нестойкость внимания;

· слабость контроля.

На основе комплексного нейропсихологического исследования были выявлены коррекционные приемы, приводящие к большей устойчивости психического тонуса:

1. Речевое программирование, программирование последовательности действий, сравнение предварительного плана с полученным результатом.

2. Организация внимания.

3. Смысловая организация движения, усиление речевого контроля.

4. Актуализация мотива деятельности.

5. Эмоциональная стимуляция.

Программа состоит из 17 занятий. При соблюдении режима проведения (2 занятия в неделю) цикл рассчитан на два месяца. Последнее занятие планируется полностью посвятить релаксационному тренингу.

Цель программы: формирование межфункционального взаимодействия ВПФ у старших дошкольников с ЗПР.

Задачи программы

1. Развитие пространтвенных представлений:

а) формирование устойчивых координат («право – лево», «верх – низ);

б) формирование сомато – пространственного гнозиса (название частей тела);

в) формирование зрительно – пространственного восприятия;

г) формирование тактильного гнозиса;

д) формирование зрительно – моторных координаций.

2. Развитие двигательной сферы:

а) развитие тонкой моторики – возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук;

б) развитие плавности, переключаемости и точности движений;

в) повышение общей подвижности ребенка;

г) развитие произвольной регуляции движений.

3. Развитие эмоционально – волевой сферы:

а) умение адекватно выражать эмоциональные состояния;

б) произвольной регуляции своего эмоционального состояния;

в) произвольной регуляции поведения;

г) умения произвольно улавливать основные телесные ощущения;

д) снятие тревожности.

4. Повышение групповой сплоченности.

Время проведения: 40 – 50 минут.

Максимальное число участников: 8 человек.

Возраст: 5,5 – 9 лет. При усложненном варианте программы возраст детей может варьироваться от 7 до 11 лет. При необходимости цикл может быть продлен за счет комбинации игр и упражнений.

В программе используются упражнения, разработанные А.Л. Сиротюк, А.В. Семенович, В. Оклендер, О.В. Хухлаевой, С.В. Покровской, С.Л. Антоновой, Р.В. Овчаровой.

Основные методы программы

На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых психологических и функциональных систем.

Формирование пространственных представлений и схемы тела должно идти по пути усвоения устойчивых координат «право – лево» и «верх – низ», сомато-пространственного гнозиса, зрительно-моторных координаций. Применяются следующие методы: рисования, конструктивной деятельности, предметных действий, игр и др.

Формирование двигательной сферы (в частности, мелкой моторики) можно осуществлять следующими методами: подвижных игр (игры в мяч), двигательных ритмов, конструктивной деятельности (вырезание ножницами, работа с конструкторами), рисования, выполнения движений по речевой инструкции, игрой «Запрещенные движения».

Метод двигательных ритмов

Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног, прямохождение и др. Таким образом повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы.

Метод тактильного опознания предметов

Направлен на повышение точности тактильного восприятия, развитие межмодального переноса, формирование тонкой моторики рук.

Метод звукодыхательных упражнений

Направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность. Единственный ритм, которым произвольно может здесь управлять человек, - ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.

Релаксационный метод

Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомотрному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела (дополнительная аффрентация тела).

Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям (цефалокаудальный закон), от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног (проксимодистальный закон).

Метод подвижных игр

Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкенезий, мышечных зажимов.

В процессе развития детей миелинезация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности. Перекрестные движения рук, ног и глаз активизируют развитие мозолистого тела.

При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций.

Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и долей мозга.

Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития.

Метод визуализации

Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга.

Метод формирует произвольное внимание, развивает способность к концентрации внимания, развивает воображение (центральное новообразование дошкольного периода).

Арт-терапевтический метод

Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов, зоны ТРО.

Конструктивно-рисуночный метод

Формирует устойчивые координаты («лево – право», «верх – низ»), сомато-пространственный гнозис, зрительно-пространственное восприятие, тактильный гнозис, зрительно-моторные координации.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

Занятие №1

1. Приветствие «Здороваемся глазами»

Дети и ведущий сидят в кругу.

Инструкция. Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

2. Звукодыхательное упражнение «Распевка»

«Дирижер и оркестр». Дети стоят лицом к ведущему так, чтобы не мешать друг другу.

Инструкция. Моя дирижерская палочка будет постепенно подниматься вверх, и чем выше будет моя палочка, тем громче будут ваши голоса, чем ниже палочка – тем тише голоса. Но моя палочка может подниматься и опускаться не только постепенно, она может опускаться и подниматься очень резко и быстро. И тогда ваш звук будет меняться тоже быстро: тише – громче.

Поем звуки. А: тише – громче; О: тише – громче; У: тише – громче; Э: тише – громче; И: тише – громче; Ы: тише – громче.

3. Функциональные игры и упражнения

· Развитие пространственных представлений

«Игра с цифрами»

Инструкция. Сейчас ведущий (выбирается считалочкой) расставит вас по росту: от самого высокого до самого низкого, и наоборот. После этого ведущий выдаст каждому из вас цифру.

Цифры 1, 2, 4, 8 станут слева от меня.

Цифры 3, 5, 6, 7 станут справа от меня.

Выходи цифра 5! Справа от 5 станет 6, а слева от 5 – 4. Справа от 6 станет 7, а слева от 7 станет 8.

· Развитие мелкой моторики

«Аквариум». На столе стоят две чаши с подкрашенной разными цветами водой: холодной и горячей.

Инструкция. Задание: на дне этих аквариумов спрятаны ваши находки, у каждого своя. У каждого из вас их две – одна в аквариуме с красной водой, вторая – с зеленой. Будьте внимательны и постарайтесь как можно лучше почувствовать, что лежит в аквариуме, чтобы взять свою, а не чужую находку.

Пример. Маша правой рукой достает из аквариума с красной водой самую большую пуговицу, а левой рукой из другого аквариума – самую колючую ракушку.

«Рисунок»

Инструкция. Нарисуй одну из своих.

Дети красками рисуют одну из своих находок. Задание может выполняться под музыку для релаксации.

4. Прощание. «Башенка»

Дети становятся в круг и строят «башню» из больших пальцев в определенном направлении (например, начинают строить от Пети в сторону Вани). Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего игрока, при этом поднимая свой большой палец вверх для следующего участника.

После слов: «Всем, всем – до свидания!» - башня рушиться.

Занятие №2

1. Приветствие «Здороваемся глазами».

2. Звукодыхательное упражнение «Распевка».

«Дирижер и оркестр».

3. Функциональные игры и упражнения

· Развитие пространственных представлений

«Сосед слева – сосед справа». Дети сидят в кругу.

Инструкция. Сейчас каждый из вас определит своего соседа слева и соседа справа. Делать это вы будете в определенном направлении. Как только вы услышите хлопок – направление нужно поменять.

Пример. Ребенок говорит: «Слева от меня Ваня, а справа – Лена». Хлопок: «Справа от меня Лена, а слева – Ваня».

· Развитие мелкой моторики

«Природный массаж». Дети, сидя в кругу, распределяются по парам и делают друг другу массаж.

Правила:

- массаж делаем двумя руками;

- по всей поверхности спины;

- делаем аккуратно, старательно, чтобы было приятно и не больно вашему партнеру.

Схема массажа:

1. «Ярко светит солнышко».

Мягкие поглаживающие движения всей ладошкой (пальцы не соприкосаются друг с другом).

2. «Прилетел легкий ветерок».

Зигзаообразные движения кистью.

3. «Налетел сильный ветер – ураган».

Резкие, прерывистые, хаотичные движения пальцами и всей кистью.

4. «Пошел мелкий дождик».

Хаотично перебираем всеми пальчиками.

5. «Посыпал град».

Фиксированные, стучащие, более «тяжелые» движения пальцами.

6. «Полетели снежинки».

Отдельно зафиксировать, положить всей пятерней каждую «снежинку» на спину.

7. «Выпало так много снега, что пришлось вызывать снегоуборочную машину».

Сгибаем пальцы так, чтобы получились «ковшики». Проводим ими по спине: вверх – вниз, вверх – вниз. «Убираем снег».

8. «Снова выглянуло солнышко».

Мягкие поглаживающие движения всей ладошкой (пальцы не соприкосаются друг с другом).

9. «Снег растаял, и потекли ручейки».

Указательным пальцем проводим зигзагообразные движения.

10. «Появились первые цветы – подснежники».

Собираем пальчики в «бутончики» и производим вкручивающие движения.

11. «Поползли муравьи».

Перебираем средним и указательным пальцами.

12. «Появились гусеницы».

Указательным пальцем проводим зигзагообразные движения.

13. «Выползли ежики».

Руки в «открытом замке» - массируем спинку перекатывающимися движениями.

14. «Пошел нежный весенний дождик».

Хаотично перебираем всеми пальчиками.

15. «Выглянуло солнышко».

Мягкие поглаживающие движения всей ладошкой (пальцы не соприкосаются друг с другом).

4. Релаксация «Пляж»

Дети лежат. Звучит музыка для релаксации.

Ведущий. Закройте глаза и представьте, что вы лежите на теплом песке. Ваши руки и ноги тяжелые, они отдыхают. Ласково светит солнце и согревает вас. Дует легкий, нежный ветерок. Он колышет ваши волосы. Вы слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Вам спокойно и уютно. Вы отдыхаете…

А теперь почувствуйте пол, на котором вы лежите, прислушайтесь к звукам, которые окружают вас, откройте глаза. Потянитесь, повернитесь на бочок.

Можно встать. Потянитесь высоко – высоко, к солнцу!

5. Прощание «Башенка».

Занятие №3

1. Приветствие «Здороваемся глазами».

2. Звукодыхательное упражнение «Распевка»

«Дирижер и оркестр». Усложнения: при поднятии дирижерской палочки (громче) дети стоят на левой ноге, при опускании дирижерской палочки (тише) – меняют ногу.

3. Функциональные игры и упражнения

· Развитие пространственных представлений

«Двигаемся по команде». Дети стоят в ряд, лицом к ведущему.

Инструкция. Рассчитайтесь на первый и второй номера. Закройте глаза и слушайте внимательно мои команды:

Первые номера – шаг вперед.

Вторые номера – два шага влево.

Первые номера – один шаг вправо.

Вторые номера – два шага назад. И т.д.

Постарайтесь с закрытыми глазами определить, где вы сейчас находитесь. Откройте глаза – осмотритесь.

«Четыре стихии». Дети стоят в кругу.

Инструкция. При слове «земля» присесть; при слове «вода» произвести плавательные движения; «воздух» - руки вверх; «огонь» - руки вверху и произвести плавные, волнообразные движения от кисти и до плеча («язычки пламени»).

· Развитие мелкой моторики

«Поиграем с пальчиками»

Дети сидят за столами.

«Поздороваемся пальчиками». Каждому пальчику предлагается «поздороваться» с большим пальчиком. Начинаем с указательного, потом в обратном порядке. Упражнение выполняется сначала каждой рукой отдельно, а потом обеими одновременно.

«Кулак – ребро – ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет упражнение вместе с ведущим, затем по памяти, сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками одновременно.

«Интересный рисунок»

Дети сидят за столами.

Инструкция. Рисуем двумя руками одновременно фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

4. Релаксация «Напряжение – расслабление»

Дети лежат на ковре, на сине, руки вдоль туловища.

Инструкция. Сейчас мы с вами поучимся напрягать и расслаблять разные части тела.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая.

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Напрягаем плечи, сильно – сильно – расслабляем.

Напрягаем руки, сильно – сильно – расслабились.

Кладем руку на живот и «надуваем шарик»,

держим, держим – «сдули шарик».

Напрягаем ноги, сильно – сильно – расслабили.

Отдыхаем, чувствуем, как расслабились ножки, ручки, плечики…

Звучит музыка для релаксации.

Выход из релаксации.

5. Прощание «Башенка».

Занятие №4

1. Приветствие «Здороваемся глазами».

2. Звукодыхательное упражнение «Распевка»

«Дирижер и оркестр». Усложнения: при поднятии дирижерской палочки (громче) дети стоят на левой ноге, при опускании дирижерской палочки (тише) меняют ногу.

3. Функциональные игры и упражнения

· Развитие пространственных представлений

«Выполняй по хлопку». Дети стоят в ряд, лицом к ведущему.

Инструкция. 1 хлопок – шаг влево; 2 хлопка – обернуться вокруг себя; 3 хлопка – попрыгать на правой ноге.

Ведущий может заменить хлопок написанной на бумаге цифрой.

«Ближе – дальше». Дети сидят в кругу.

Инструкция. У каждого из вас будет свое задание, и выполнять вы его будете по очереди. Начнет тот, кто сидит справа от меня.

( Пример: Ваня называет предмет красного цвета, который расположен близко к нему, и предмет этого же цвета, который расположен далеко от него.)

Очень важно, чтобы вы запомнили «свои» предметы. Они вам пригодятся.

В игре участвуют все игроки.

· Развитие мелкой моторики

Дети сидят за столами.

«Поиграем с пальчиками»: «Поздороваемся пальчиками», «Кулак – ребро – ладонь»

«Лезгинка». Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки. Смена позиций происходит 6 – 8 раз.

Усложнение: увеличиваем скорость.

Рисунок

Инструкция. Вспомни и нарисуй предмет или предметы, которые ты выбрал в игре «Ближе – дальше».

4. Релаксация «Напрягаем – расслабляем»

Дети лежат на ковре, на спине, руки вдоль туловища.

Инструкция. Сейчас мы с вами поучимся напрягать и расслаблять разные части тела.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая.

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно:

Расслабление приятно!

Напрягаем плечи, сильно – сильно – расслабляем.

Напрягаем руки, сильно – сильно – расслабили.

Кладем руку на живот и «надуваем шарик», держим, держим – «сдули шарик».

Напрягаем ноги, сильно – расслабили.

Отдохнули, почувствовали, как расслабились ваши плечики, ручки, ножки.

А теперь напрягаем левую ногу и правую руку, сильно – сильно – расслабили.

Надули щеки и животики – «шарики» - расслабились.

А теперь руки и ноги напрягаем сильно – сильно – расслабились. Отдыхаем…

Звучит музыка для релаксаций.

Выход из релаксации.

5. Прощание «Башенка».

Занятие №5

1. Приветствие «Здороваемся глазами».

2. Звукодыхательное упражнение «Распевка»

«Дирижер и оркестр». Вариант №2

Дети стоят в ряд, лицом к ведущему.

Инструкция. Рассчитайтесь на первый и второй номера.

Первые номера станут справа от меня, вторые номера – слева.

Первые номера будут петь звук «А», вторые – звук «У».

Петь будете одновременно, но каждая команда свой звук. Звуки для всех команд меняем после каждой «распевки».

Первые номера поют звук «О», вторые – «И».

Первые номера поют звук «Э», вторые – «Ы».

3. Функциональные игры и упражнения

· Развитие пространственных представлений

«Слепой и поводырь». Дети распределяются по парам. Предметы в помещении расставлены так, чтобы можно было легко определить их по схеме: стул у окна, стол посередине комнаты, между стулом и столом – фигурный модуль и т.д.

Ведущий рисует план схему данного помещения и путь, по которому должна пройти пара. У каждой пары – схема своя.

Ведущий просит каждого из ребят запомнить свой путь.

«Слепому» надевается на глаза повязка, а «поводырь» должен провести его по схеме. Затем «слепой» и «поводырь» меняются местами, схема также меняется.

· Развитие мелкой моторики

«Поиграем с пальчиками»

Дети сидят за столами.

Упражнения выполняются со слегка прикушенным языком.

«Поздороваемся пальчиками».

«Кулак – ребро – ладонь».

«Лезгинка».

«Ухо – нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

Рисунок

Инструкция. Вспомните и нарисуйте план – схему своего пути из игры «Слепой и поводырь».

4. Релаксация «Ковер – самолет»

Дети лежат на ковре, на спине, руки вдоль туловища.

Инструкция. Мы ложимся на волшебный ковер – самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая. Ветерок нежно обдувает ваши усталые ручки, ножки; все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля леса, реки… Постепенно ковер – самолет начинает снижаться и приземляться в нашей комнате, и вы уже чувствуете пол под собой, вы приземлились…

Откройте глаза.

Выход из релаксации.

5. Прощание «Башенка».

Занятие №5

1. Приветствие. «Здороваемся глазами».

2. Звукодыхательное упражнение «Распевка»

«Дирижер и оркестр». Вариант №2.

3. Функциональные игры и упражнения

· Развитие пространственных представлений

«Путешествие друзей». На пол кладется канат диаметром 1,5см. Участники выстраиваются друг за другом, держась за пояс впередистоящего. Всем завязывают глаза и предлагают «пройти по канату» так, чтобы постоянно ощущать его под ногами.

Необходимо чувствовать своего соседа впереди и сзади, чтобы не идти слишком быстро или слишком медленно. Попробовать ощутить себя и своих друзей одним дружным поездом, когда ни один «вагончик» не может оторваться и отстать.

Ведущий в конце пути произносит: «Приехали!»

· Развитие мелкой моторики

«Поиграем с пальчиками»

Дети сидят за столами.

Упражнения выполняются со слегка прикушенным языком.

«Поздороваемся пальчиками».

«Кулак – ребро – ладонь».

«Лезгинка».

«Ухо – нос».

«Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы – это маленькие змейки. Они могут двигаться – извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При выполнении упражнения двумя руками ладони сначала «смотрят» от ребенка, потом друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

«Снежки». Формируем из бумаги комочки – «снежки». Можно слепить таких «снежков» целую корзину. После этого бросать в мишень:

- лапкой лягушки;

- лапкой паучка;

- лапкой медведя;

- лапкой пантеры;

- лапой динозавра;

- лапкой стрекозы. И т.д.

4. Релаксация «Пляж»

Дети лежат на ковре. Звучит музыка для релаксации.

Ведущий. Закройте глаза и представьте, что вы лежите на теплом песке. Ваши руки и ноги тяжелые, они отдыхают. Ласково светит солнце и согревает вас. Дует легкий, нежный ветерок. Он колышет ваши волосы. Вы слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Вам спокойно и уютно. Вы отдыхаете…

А теперь почувствуйте пол, на котором вы лежите, прислушайтесь к звукам, которые окружают вас, откройте глаза. Потянитесь, повернитесь на бочок… А теперь можно встать.

Потянитесь высоко – высоко, к солнцу!

5. Прощание «Башенка».

Занятие №7

1. Приветствие «Здороваемся глазами».

2. Звукодыхательное упражнение «Распевка».

«Дирижер и оркестр». Вариант №2.

3. Функциональные игры и упражнения

· Развитие пространственных представлений

«Путешествие дружных паровозиков» (с препятствиями). На полу кладется канат диаметром 1,5 см. Участники выстраиваются друг за другом, держат за пояс впереди стоящего. Всем завязывают глаза и предлагают «пройтись по канату» так, чтобы постоянно ощущать его под ногами. Но на этот раз путь очень извилист и на нем возникают разные препятствия: завалы, туннели (геометрические модули, стулья и др.).

Очень важна роль ведущего – локомотива. Он предупреждает остальные «вагончики» о препятствиях.

Правила те же: чувствовать соседа и держаться вместе.

· Развитие мелкой моторики

«Поиграем с пальчиками»

Дети сидят за столами.

Упражнения выполняются со слегка прикушенным языком.

«Поздороваемся пальчиками».

«Кулак – ребро – ладонь».

«Ухо – нос».

«Змейки».

«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок.

Двигать тем пальцем, на который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны последовательно участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

4. Релаксация «Кораблик»

Дети стоят в кругу.

Инструкция. Представьте себе, что вы на корабле. Качает… Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая – расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямитесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону – прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Стало палубу качать.

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обращается внимание ребенка на напряжение и расслабление мышц ног.

После релаксационного упражнения можно предложить детям отдохнуть и расслабиться в положении лежа.

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело…

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко, ровно, глубоко…

Выход из релаксации.

5. Прощание «Башенка».

Занятие №8

1.Приветствие «Здороваемся глазами».

2. Звукодыхательное упражнение «Распевка».

«Дирижер и оркестр». Вариант №2.

3. Функциональные игры и упражнения

· Развитие пространственных представлений

«Буратино». Дети стоят лицом к ведущему.

Инструкция. Правая рука вверх – прыжок на левой ноге.

Левая рука вверх – прыжок на правой ноге.

Правая рука вверх – прыжок на правой ноге.

Левая рука вверх – прыжок на левой ноге.

Цикл прыжков повторяется несколько раз.

«Капризный фотограф». В роли фотографа выступает сам ведущий. Дети сидят в кругу. «Фотограф» организует ребят для групповой фотографии, например, так: «Настя будет стоять посредине. Слева от Насти – Петя, рядом с Петей – Вова, справа от Насти – Катя. Впереди Кати – Наташа».

Можно усложнить упражнение: не называя имени ребенка, дать его описание – во что одет, какой цвет глаз, волос, какой у него характер, и пр.

После того как групповой портрет будет составлен, можно попросить ребят сфотографироваться:

- грустными;

- веселыми;

- рассерженными;

- удивленными;

- испуганными.

Фотографом может стать любой желающий ребенок.

· Развитие мелкой моторики

«Поиграем с пальчиками»

Дети сидят за столами.

«Поздороваемся пальчиками».

«Кулак – ребро – ладонь».

«Ухо – нос».

«Змейки».

Рисунок «Фотография группы». Дети индивидуально рисуют «фотографию группы». В ходе рисования звучит музыка для релаксации.

4. Прощание «Башенка».

Занятие №9

1. Приветствие «Здороваемся глазами».

2. Звукодыхательное упражнение «Распевка»

«Дирижер и оркестр». Вариант №2.

Вариант №3. Инструкция. Первые номера станут от меня справа, вторые – слева. (Ребята выполняют команду.) Первые номера будут пропевать звуки грустно, вторые – радостно (со злостью, со страхом).

Если ведущий поднимает вверх правую руку – «распеваются» вторые номера, если левую – первые номера.

3. Функциональные игры и упражнения

· Развитие пространственных представлений

«Переход через болото». Перед детьми располагается «болото» - поле с нарисованными геометрическими фигурами, различными по величине и цвету. Каждому ребенку выдается схема в виде определенной последовательности геометрических фигур.

Инструкция. Чтобы не застрять в болоте, нужно пройти по кочкам: большой красный треугольник, маленький желтый квадрат, большой синий круг и т.п.

«Игры с мячами». Дети сидят в кругу. Каждому участнику выдается мячик среднего размера. Лучше использовать «мячи – ежики» для массажа кистей рук.

Инструкция.

- Ладошкой каждой руки катаем мяч (левой, правой)

- Катаем ступней каждой ноги (левой, правой).

- Перекатываем из одной руки в другую.

- Работаем кистью рук.

- Перекатываем от одной ноги к другой.

- Работаем ступнями ног.

- Перекатываем мяч партнеру напротив только правой рукой и ловим только правой.

- Перекатываем мяч партнеру напротив только левой рукой и ловим только левой.

- Перекатываем мяч партнеру напротив только правой ногой и ловим только правой.

- Перекатываем мяч партнеру напортив только левой ногой и ловим только левой.

· Развитие мелкой моторики

«Поиграем с пальчиками». Дети сидят за столами.

«Поздороваемся пальчиками».

«Кулак – ребро – ладонь».

«Ухо – нос».

«Змейки».

«Сова». С силой схватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая налево, затем на право. Расслабиться. Сделать три полных цикла дыхания на три поворота головы. Повторить то же для другого плеча. Добавить вокализацию: голова у плеча – вдох, голова на груди – выдох с вокализацией «у-у-у», голова у другого плеча – вдох и т.д.

4. «Рисунок моего настроения»

Инструкция. Закройте глаза и представьте, на что похоже ваше настроение:

- какого оно цвета;

- может быть, оно похоже на животное;

- на овощ или фрукт;

- на явление природы;

- на растение. И т.д.

Во время рисования можно включить музыку для релаксации.

5. Прощание «Башенка».

Занятие №10

1. Приветствие «Здороваемся глазами».

2. Звукодыхательное упражнение «Распевка»

«Дирижер и оркестр». Вариант №1

Распевки выполняются стоя на одной ноге, руки на поясе.

3. Функциональные игры и упражнения

· Развитие пространственных представлений

«Игры с мячами» (см. занятие №9).

«Шумная комната». Перед занятием дети вместе с ведущими изучают план – схему группы, а также знакомятся с предметами, которые будут издавать звуки.

Дети сидят в кругу с закрытыми глазами и показывают рукой, откуда издается звук.

В игре используются: свисток, бубен и колокольчик.

· Развитие мелкой моторики

«Поиграем с пальчиками». Дети сидят за столами.

«Поздороваемся пальчиками».

«Кулак – ребро – ладонь».

«Ухо – нос».

«Змейки».

«Сова».

Рисунок. На изученном плане группы, на месте, откуда раздавался звук, каждый из ребят рисует шумовой предмет. Пример: колокольчик звучал у двери, бубен – возле окна и т.д.

4. Релаксация «Напряжение – расслабление»

Дети лежат на ковре, на спине, руки вдоль туловища.

Инструкция. Сейчас мы с вами поучимся напрягать и расслаблять разные части тела.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая.

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно:

Расслабление приятно!

Напрягаем плечи, сильно – сильно – расслабляем.

Напрягаем руки, сильно – сильно – расслабили.

Кладем руки на живот и «надуваем шарик», держим, держим – «сдули шарик».

Напрягаем ноги, сильно – сильно – расслабили.

Отдыхаем, чувствуем, как расслабились ножки ручки, плечики…

Звучит музыка для релаксации.

Выход из релаксации.

5. Прощание «Башенка».

Занятие №11

1. Приветствие «Здороваемся глазами».

2. Звукодыхательное упражнение «Распевка»

«Дирижер и оркестр». Вариант №1

При усилении звука дети стоят на левой ноге, при уменьшении ногу меняем.

3. Функциональные игры и упражнения

· Развитие пространственных представлений

«Игры с мячами».

«Найди свой квадрат». Дети сидят в кругу. Каждому игроку в определенной последовательности (начинаем слева от ведущего) выдается поле из 8 квадратов (по числу игроков).

Инструкция.

- Твой квадрат находится в верхнем правом углу;

- снизу от верхнего правого квадрата;

- твой квадрат синего цвета в нижнем ряду;

- твой квадрат слева от красного верхнего. И т.д.

На обратной стороне каждого квадрата написано задание, которое нужно выполнить каждому игроку.

Задания

- Попрыгать на левой ноге;

- поднять правую руку вверх и высунуть язык влево;

- надуть щеки и вращать правой рукой назад;

- вращать левой рукой вперед, а правой назад;

зажмурить глаза и высунуть язык. И т.д.

· Развитие мелкой моторики

«Поиграем с орешком». Дети сидят за столами. Каждому выдается по одному грецкому ореху.

Инструкция. Покатаем орешек:

- всей ладошкой (на опоре – столе, ковре);

- каждым пальчиком;

- покатаем орешек между ладоней.

Усложнения: один хлопок – катаем правой рукой; два хлопка – катаем левой рукой.

Рисунок «Соедини точки». Дети сидят за столами. Каждому выдается лист с изображением 20 точек. Задание для каждого свое.

Инструкция. Соедини точки так, чтобы получились:

- кораблик;

- птица;

- кот;

- елочка;

- гусеница;

- цветок;

- солнце;

- ручеек. И т.п.

После того как получился рисунок, ребятам предлагается его разукрасить.

4. Релаксация «Снеговик»

Дети стоят в кругу.

Инструкция. Представьте себе, что вы – только что слепленный снеговик. Вы крепкие, как замерзший снег.

Но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снеговички стали таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки, затем слабыми становятся ноги и совсем тают. Снеговик растаял и превратился в лужицу…

(Дети ложатся и расслабляются.)

Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Дети встают и покачивающимися, летящими движениями изображают облачко.

5. Прощание «Башенка».

Занятие №12

1. Приветствие «Здороваемся глазами».

2. Звукодыхательное упражнение «Распевка»

«Дирижер и оркестр». Вариант №1

Усложнения: при поднятии правой руки ведущего поем звук «А»; при поднятии левой руки ведущего поем звук «Э».

3. Функциональные игры и упражнения

· Развитие пространственных представлений

«Игры с мячами».

«Здороваемся в парах». Дети образуют два ряда: один напротив другого.

Инструкция. Каждый ряд будет здороваться по-своему. Начинаем игру:

1-й ряд здоровается пяткой левой ноги;

2-й – пальцами левой ноги;

1-й – локтем правой руки;

2-й – мизинцем левой руки;

1-й носом;

2-й – правым ухом;

1-й – правым боком;

2-й – левым боком. И т.п.

В конце игры здороваемся глазами.

· Развитие мелкой моторики

«Поиграем с орешком». Дети сидят за столами. Каждому выдается по одному грецкому ореху.

Инструкция. Покатаем орешек:

- всей ладошкой (на опоре – столе, ковре);

- каждым пальчиком;

- покатаем орешек между ладоней.

Усложнение №1: один хлопок – катаем правой рукой; два хлопка – катаем левой рукой.

Усложнение №2: работа с двумя орехами.

Работа с бумагой. Составление коллажа из рваной бумаги, различной по фактуре и плотности. Тема: «Несуществующее животное».

4. Релаксация «Свеча на торте»

Дети стоят в кругу.

Инструкция. Представьте себе, что вы – свечи на праздничном торте. Вы цветные (цвет можете выбрать сами), стройные, прямые. Вы стоите с высоко поднятой головой, ваши плечи распрямлены, спина прямая.

Но вот кто-то из взрослых стал зажигать свечи: сначала одну, потом вторую… И вот уже горят все свечи. Именинник хлопает в ладоши, а свечи постепенно начинают оплывать. (Дети сгибают голову, затем опускают плечи, руки.)

Воск, из которого вы сделаны, тает медленно. Ваши ноги делаются слабыми, вы садитесь, потом ложитесь, то есть превращаетесь в застывшую лужицу воска.

Но мастер решил восстановить красивые цветные свечи. Он собрал весь воск и сделал из него одну разноцветную большую свечу…

(Дети встают, подходят друг к другу и, обняв друг друга, делают одну большую свечу.)

А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета получилась ваша свечка.

5. Прощание «Башенка».

Занятие №13

1. Приветствие «Здороваемся глазами».

2. Звукодыхательное упражнение «Распевка»

«Дирижер и оркестр». Вариант №1

Усложнения: пропеваем на одном дыхании несколько звуков:

- повышая голос: «А», «О», «У»;

- понижая голос : «Э», «И», «Ы»;

- повышая голос: «А», «О», «У» (радостно);

- понижая голос : «Э», «И», «Ы» (грустно).

3. Функциональные игры и упражнения

· Развитие пространственных представлений

«Твистер». Поле – коврик, на котором изображено четыре ряда по шесть кругов каждом. Каждый ряд своего цвета – красный, синий, желтый и зеленый. Играют 2-4 участника.

Ведущий стоит возле коврика и крутит рулетку. Рулетка разделена на 4 квадрата: левая рука, левая нога, правая нога. На каждом квадрате изображено 4 цветных круга (цветной ряд поля-коврика). В центре рулетки – движущаяся стрелка.

Правила игры

1. Судья крутит рулетку и объявляет, какую ногу или руку должны передвигать игроки и в кружок какого цвета ее следует поставить (цвет также указывает стрелка рулетки).

2. Один кружок не может быть занят несколькими игроками.

3. Игрок должен находиться на своей позиции до следующего хода.

4. Если игрок потерял равновесие и упал, он выбывает из игры.

· Развитие мелкой моторики.

«Поиграем с орешком».

См. занятие №12.

Работа с бумагой. Изготовление из цветной бумаги бабочки. Используем технику работы с мятой и рваной бумагой.

4. Релаксация «Ковер – самолет»

Дети лежат на ковре, на спине, руки вдоль туловища.

Инструкция. Мы ложимся на волшебный ковер – самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая. Ветерок нежно обдувает ваши усталые ручки, ножки; все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля леса, реки…

Постепенно ковер – самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате… Вы уже чувствуете под собой пол – вы приземлились… Откройте глаза.

Выход из релаксации.

5. Прощание» Башенка».

Занятие №14

1. Приветствие «Здороваемся глазами».

2. Звукодыхательное упражнение «Распевка»

«Дирижер и оркестр». Вариант №2.

3. Функциональные игры и упражнения

· Развитие пространственных представлений

«Новый Твистер». Дети выполняют инструкции ведущего:

- встать на третий нижний кружок справа;

- встать на кружок, который находится над предыдущим;

- на кружок, который находится слева от предыдущего.

И т.д.

· Развитие мелкой моторики

«Поиграем с пальчиками». Дети сидят за столами.

«Поздороваемся пальчиками».

«Кулак – ребро – ладонь».

«Ухо – нос».

«Змейки»

«Сова».

Работа с бумагой «Бабочки».

4. Релаксация «Напрягаем – расслабляем»

Дети лежат на ковре, на спине, руки вдоль туловища.

Инструкция. Сейчас мы с вами поучимся напрягать и расслаблять разные части тела.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая.

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно:

Расслабление приятно!

Напрягаем плечи, сильно – сильно – расслабляем.

Напрягаем руки, сильно – сильно – расслабили.

Кладем руку на живот и «надуваем шарик»,

держим, держим – «сдули шарик».

Напрягаем ноги, сильно – сильно – расслабили.

Отдохнули, почувствовали,

как расслабились ваши плечики, ручки, ножки.

А теперь напрягаем левую ногу и правую руку,

сильно – сильно расслабили.

Напрягаем правую ногу и левую руку, сильно – сильно – расслабились…

Надули щеки и животики – «шарики» - расслабились.

А теперь руки и ноги напрягаем сильно – сильно – расслабились.

Отдыхаем…

Звучит музыка для релаксации.

Выход из релаксации.

5. Прощание «Башенка».

Занятие №15

1. Приветствие «Здороваемся глазами».

2. Звукодыхательное упражнение «Распевка»

«Дирижер и оркестр». Вариант №2.

Усложнения: при усилении звука дети стоят на левой ноге, при уменьшении – ногу меняем.

3. Функциональные игры и упражнения

· Развитие пространственных представлений

«Игры с мячами».

«Комната и куклы». В игре используются кукольная мебель, маленькие куклы и две план схемы. Первая – комната куклы без мебели. Отмечены окна, двери цветы. Вторая – план-схема комнаты с мебелью.

Инструкция. Используя схему №2, помогите куклам расставить мебель на плане №1.

· Развитие мелкой моторики

«Поиграем с орешком».

Работа с бумагой. Изготовление из цветной бумаги солнышка. Используем технику работы с мятой и рваной бумагой.

4. Релаксация «Зернышко»

Дети сидят в кругу.

Инструкция

1. Сейчас каждый из вас будет зернышком. Для этого нужно обнять руками колени и спрятать голову. Вот так (можно показать). Вас посадили в саду и очень хотят, чтобы вы выросли. Солнышко вас согревает… (Ведущий подходит к каждому ребенку и гладит его по спине.) Дождик вас поливает… (Ведущий подходит к каждому ребенку и пальцами постукивает по спине.)

2. И вот у зернышка появились корешочки – подвигайте ножками – «корешочками».

3. Появился маленький стебелек (дети поднимаются и стоят на коленях).

4. Он еще тонкий, и его качает от ветра (покачивания в разные стороны).

5. Но солнышко и ветер помогают ему расти, и он вырастает (дети встают во весь рост).

6. Это уже не хрупкий маленький стебелек, у него появился бутон (дети поднимают руки над головой и соединяют ладошки в форме бутона).

7. Солнышко светит, дождик поливает, и бутончик раскрывается (дети разводят ладошки в стороны – бутончик раскрылся).

8. Он тянется высоко-высоко к солнцу (дети становятся на носочки и тянутся вверх).

«Увядание цветка» - упражнение выполняется в обратном порядке.

5. Прощание «Башенка».

Занятие №16

1. Приветствие «Здороваемся глазами».

2. Звукодыхательное упражнение «Распевка»

«Дирижер и оркестр». Вариант №4.

Дети поют все одновременно, но каждый свое имя.

3. Функциональные игры и упражнения

· Развитие пространственных представлений

«Найди сокровища». Поиск сокровищ по карте. Используется план-схема группы.

Инструкция. В группе спрятаны сокровища. На карте указано место, где лежит записка. В этой записке описано точное место клада.

Дети по карте находят записку. В записке текст: «Клад находится в тумбочке, которая стоит напротив двери. В комнате несколько дверей, но у этой есть одно отличие: если вы станете к ней лицом, то заметите в левом нижнем углу красный треугольник. Именно напротив этой двери стоит тумбочка. А внутри вас ожидают сокровища!»

(В качестве сокровищ можно использовать сладкие подарки.)

· Развитие мелкой моторики

Работа с бумагой. Изготовление из цветной бумаги фигурки человека. Используем технику работы с мятой и рваной бумагой.

4. Релаксация «Звезда»

Дети ложатся по кругу в виде звезды. При этом они держатся за руки.

Инструкция. Закройте глаза и представьте себе звездное ночное небо…

Звезды так далеко, до них не достать рукой, как ни тянись. Они светят вам сверху и как бы подмигивают. Они вам рады… Вам спокойно и легко… Но вот одна звездочка решила прилететь к нам. Она падает, падает, падает… И пока она падает, можно загадать желание… Загадайте желание.

Звучит музыка для релаксации.

Выход из релаксации.

5. Прощание «Башенка».

Литература

Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // Сб. докладов/ под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. – М.: РПО, 1998.

Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю. Методы нейропсихологического обследования детей // Вестник Московского ун-та. – Сер. 14. Психология. – 1996. - №2.

Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Изд-во АПН, 1947.

Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973.

Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций // Собр. соч.: В 6т. – М.: Педагогика, 1982. Т. 1.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Педагогика, 1960.

Глас Д., Стэнли Д. Диагностика школьной дезадаптации. – М., 1993.

Глас Д., Стэнли Д. Статистические методы в психологии и педагогике. – М.: Прогресс, 1976.

Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб.: Питер, 2006.

Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: Роспедагенство, 1997.

Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М.: МГУ, 1985.

Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. о диагностических методах психологического исследования школьников. – М.: Советская педагогика. 1974.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.: МГУ, 1982.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 1973.

Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития. // Школа здоровья. – 1999. – №1.

Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М.: Компенс-центр, 1993.

Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. – М.: Медицина, 1996.

Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1972. – №3.

Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Комплексный подход к коррекционноразвивающему обучению детей младшего школьного возраста / Актуальные проблемы педагогической практики. – СПб.: Акционер и К, 2004.

Проблемы афазии и восстановительное обучение: В 2т. / Под ред. Л.С.Цветковой. – М.: МГУ, 1975. Т.1; 1979. Т. 2.

Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5 – 6 лет с задержкой психического развития // Вестник МГУ. Психология. – 1995 - №3. С. 37 - 45.

Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979.

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Academia, 2002.

Симерницкая Э.Г., Осипенко Т.Н. Нейропсихологические аспекты перинатальных поражений мозга // Проблемы современной педиатрической неврологии. – М., 1986.

Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: Сфера, 2003.

Схема нейропсихологического исследования / Под ред. А.Р. Лурия. – М.: МГУ, 1973

Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990.

Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2007.

Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. – М.: МГУ, 2001.

Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. – М., 1997.

Цветкова Л.С. Нейропсихология письма, чтения и счета. – М.: Юрист, 1997.